Представленные на выставке работы учеников известного художника Натальи Юрьевны Косьянковской — это действительно начало их творческого пути и азы, начала в этом виде декоративно-прикладного искусства.
Обучение искусству лоскутного шитья, или квилтинга, начинается с постижения азов композиции. Именно древний в своей истории геометрический орнамент дает возможность постичь суть математического, рационального «объяснения» окружающего мира.
Квадрат являлся основой орнаментального декора многих древних культур. Зачастую он обозначал пахотной земли, являясь ключевой фигурой земледельческого культа. Квадрат, заполненный внутри точками или линиями, у славянских племен был символом засеянного поля.
Круг – один из самых многозначных символов в традиционной культуре. Он выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Мотив связан с суточным годовым движением солнца, отсюда широко распространенное словосочетание «круглый год». Графическим символом солнца в вышивке были: крестообразная розетка и круг с крестом, чаще всего лучистый. Русские крестьяне представляли себе солнце как блестящий круг, огненный шар, плывущий по небу. Поэтому частично в геометрических символах отражено движение: в вихревой розетке, в круге с завитками-лучами, в кресте с загнутыми концами.
Крест подчеркивает идею центра и основных направлений, идущих изнутри вовне. Крест может выступать как модель человека, антропоморфного божества, так же, как геометризированный вариант мирового древа. Крест может обозначать и солярный знак – перекрещивающиеся лучи.
В вышивке в геометрических мотивах представлены все силы природы, все ее стихии.
В технике квилтинга сюжет не всегда обязателен. Зачастую он условен, отсылает к определенному ассоциативному ряду. Будучи по своей природе тесно связанным с домашним рукоделием, лоскутное шитье в первую очередь напоминает о доме, уюте, родителях, непременно уводя в мир добрых воспоминаний.
Одеяла на выставке представлены как большие картины. И, хотя художники используют, по сути, одни и те же геометрические орнаментальные формы, но составляют из них, как мозаичные панно, разные по ритму, эмоциональной наполненности и смыслу произведения.
Одеяло Натальи Статных «Начало», наверное, в экспозиции занимает особое место. Достаточно простое по подбору тканей, оно представляет все основные фигуры, из которых формируется композиция панно. Квадраты, ромбы, кресты, звезды, зигзаги, полоски, решетки – здесь перечислены как будто перед тем, как они окончательно займут свое место и воплотят замысел художника. Собственно, это начало.
Квадраты, розетки организуют математически четкое поле в большом панно Елены Котовой «Мечты о даче», а в сравнительно камерной работе Нэнэль Щипалкиной «Калейдоскоп» они стремятся разлететься полихромными кусочками цветного стекла от центра строго по сторонам света, как в одноименной детской игрушке.
А вот в одеялах Анны Нечаевой «Нескладуха», Натальи Грачевой «Сумбурность мыслей вслух» асимметрия лоскутных элементов, разнонаправленность линейных и цветовых векторов создают забавную живописную «путаницу», ощущение «хаоса» — веселое у Нечаевой и чуть более острое у Грачевой. Появляются новые элементы: «розочки», «бутоны», «листья», приближая композиции к сюжетным картинам. «Лето» Полины Рудневой, «Краски ярмарки» Людмилы Гришенковой, «Родники России» Тамары Мартыновой отсылают к жанровым картинам, создавая узнаваемые образы русского быта и природы умело подобранными цветовыми и силуэтными комбинациями.
Тему родного дома, семейных воспоминаний представляют работы Ирины Филькиной «Бабушкина мечта», Светланы Снигирь «Бабушкино платьице, папина рубашка…», Елены Котовой «Семейный альбом», Ларисы Ларионовой «Отпустите меня в детство». Они наполнены теплом и нежностью, язык орнамента здесь варьируется от симметрии элементарных форм треугольников и квадратов (С. Снигирь) до почти пейзажного мотива у Е. Котовой, где традиционная восьмиконечная звезда превращается в изысканный цветок. Мотив памяти, воспоминания, связи поколений благодаря самой сути техники лоскутного шитья, воплощается не только сюжетно, но и действенно.